Ночной проспект - творческий портрет группы | ок. 1989 г.

Оригинал



Н.П. был создан весной 1985 г. как электронный дуэт: Алексей Борисов - гитара, вокал, драм-компьютеры, Иван Соколовский - клавишные, синто-бас, Дас-лайн, драм-компьютеры. Первоначально группа придерживалась направления "электро-поп" (электронная популярная музыка) Впервые в истории отечественной рок-музыки Н.П. применил так называемые "болванки" (на концертах воспроизводилась ритмическая компьютерная основа записанная на фонограмму, при которой вокал и солирующие партии игрались "в живую"), что вызвало в то время споры, которые не прекращаются до сих пор. Хотя число составов, использующих "болванки" в том или ином виде, от записанных барабанов (гр."Альянс") до полной фонограммы с записанным вокалом ("гр."Биоконструктор), растет с каждым днем, худ. совет рок лаборатории относится к такой практике негативно. На данный момент Н.П. в ряде своих программ отказался от "болванок", за счет расширения состава и улучшения инструментальной базы коллектива, а также в виду смены музыкальной ориентации. Музыканты считают, однако, что в следствии отсутствия единомышленников и малочисленности состава, а также, ввиду плохой материальной обеспеченности самодеятельных коллективов, желающих играть электронную компьютерную музыку, но не имеющих средств на приобретение муз. Компьютеров отвечающих запросам современности, применение "болванок" допустимо и этически оправданно.

С 1985 по 1986 г. Н.П. развивался и экспериментировал в области "эелектро-поп". Спектр экспериментов колебался от "электронных твистов и рок-н-роллов"/цикл "Цвета позолоченных лет"/, ортодоксального электропопа /"Незнакомые лица"/ до микро-электронного цикла "Микробы любви". В 1986 г. был записан цикл композиций "Гуманитарная жизнь", подводящий итог данному периоду в творчестве группы, в которой намечается выход ансамбля за пределы электро-попа /композиции "Гуманитарная жизнь, "ловцы галстуков", "Ансамбли"/. Ряд песен группы в исполнении известной московской певица Наташи Боржомовой /сейчас она сотрудничает с гр. "Центр" и "Твд"/-",Ох,если бы я умирла", "Минибар", "Сонечка", "Петя любит рок" и Жанны Агузаровой /гр. "Браво"/ -"Неудачники","Проблемы" - пользовались широкой популярностью у московской и всесоюзной публики.

1987 г. становится для Н.П. переломным. Группа стремительно эволюционирует от "электро-попа" к "рок-оппозишн" и "медитативной" электронике. Удачные гастроли с новой программой в Вильнюсе, Таллине, Каунасе, неоднозначное, но всегда активное восприятие ее в Москве и Куйбышеве, говорит о значительном интересе и общественной потребности в музыке этого рода. Смена музыкально направления привела к расширению состава. /Дмиртий Кутергин - электро-скрипка, клавишные. Сергей Павлов - ударные. Костя Зверев – бас. Геннадии Хащенко - ударные/и др./ В 1987 г. был записан цикл "Демократия и дисциплина", отвечающий новой ориентации Н.П.

Музыка: Медитативная электроника имеет на Западе давнюю традицию, у нас же она только зарождается. В отличие от традиционного рока, акцентирует не столько ритмику и мелодику, сколько тембральную палитру. Музыкант становиться автором тембров и автором того или иного неповторимого сочетания тембров. Она связана с музыкальным импрессионизмом на электронной основе, позволяющей оперировать не данными, но задаваемыми самим музыкантом тембрами. Палитра тембров разворачивается на фоне музыкального минимализма, бесконечного повторения мелодических и ритмических фраз, что создает при правильном частотном и тембральном балансе медитативный психологический эффект.  Медитативная музыка имеет приоритет архитипа, это - самая древняя и самая консервативная музыкальная традиция. Религиозная музыка большинства народов мира имеет своей целью медитативный эффект "выхода" из эмпирической реальности в реальность "ментально-астральную", Существует целый набор традиционных медитативных тембров и инструментов. Традиция медитативной музыки была нарушена новоевропейским музыкальным мышлением, в котором преобладает мелодика и ритмика и разрушается архитипический музыкальный минимализм. Рок, основываясь на "рифе" /т.е. бесконечном повторе одной или нескольких коротких музыкальных фраз/, и имея свою генетическую зависимость от музыки народов не связанных с новоевропейским муз. мышлением, вернул в какой-то мере музыке ее медитативность. Полный же возврат, на принципиально новом электронно-компьютерном уровне, был достигнут в творчестве таких музыкантов как Клаус Щульце, Танжерин Дрим и др.

Н.П. пытается синтезировать медитативную электронную традицию с лучшими достижениями "новой волны", которая во многом отказалась от этих традиций, в большей степени, представленных в классическом роке семидесятых годов. Однако музыканты ставят своей задачей играть музыку, имеющую не столько западное, сколько "западно-восточное", "евро-азиатское" звучание. В данной области группа только в начале своего пути, хотя такие композиции как "новые физики", "запах дождя", "Технологический оптимизм", Профессор", и др. получили одобрительные отклики среди интеллектуальной части музыкальной общественности.

В 1987 году группа переживает творческий кризис, ищет новые пути в музыке. Результатом экспериментирования и поисков стал альбом "Демократия и дисциплина" выдержанный в духе медитативного авангарда. Для облегчения восприятия к записи прилагалась инструкция "по использованию", где рекомендовалось слушать эту запись в "количестве, не превышающем одного слушателя", "заняться отвлекающей деятельностью: вязанье шитье, починка радиоаппаратуры, наблюдение через окно ..." и т.д. Одновременно НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ помог в записи и аранжировке московскому певцу Саше ВАРАБАШЕВУ. Их совместный альбом "ПРИВЕТ МОСКВА" - последняя работа в танцевально-коммерческом направлении.

Выход из кризиса был найден в привлечении двух музыкантов - барабанщика Сергея Павлова (который ранее играл в ПРОСПЕКТЕ, КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА, ЧЕРНОМ КОФЕ, МОЛОДЫХ ГОЛОСАХ, КРАСНОМ И ЧЕРНОМ и других группах), а также, Дмитрия Кутергина – (скрипка, клавишные) бывшего руководителем довольно известной в Москве группы ДОКТОР.

Зимой 1987 года НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ в новом составе едет на гастроли в Таллин, где он выступает на одной концертной площадке с группой Стаса Намина и Бригадой С. Программа под названием "Новые Физики" имела в Таллине неожиданный для членов группы успех. Оказалось, что существует значительная потребность в авнгардной музыке, о чем свидетельствовала бурная и неоднозначная реакция публики. Концерты были сняты Таллинским телевидением и были неоднократно показаны в Финляндии.

В конце 87-х начале 88-х гг. происходит негласный конфликт с руководством рок-лаборатории, не говоря ничего музыкантам открыто, администрация лаборатории превращает свободный творческий союз рок-музыкантов в коммерческую концертную организацию. Авангардов направление НОЧНОГО ПРОСПЕКТА не устраивает руководство лаборатории. Поэтому группа больше не приглашается на какие-либо мероприятия и не имеет льгот. Это происходит и с другими музыкантами, имеющими склонность к оригинальным творческим терзаниям. Поэтому группы ЦЕНТР, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, АЛЬЯНС, БИОКОНСТРУКТОР, НЮАНС и др. покидают ряды членов лаборатории. Вместе с ними НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ переходит в музыкальный центр Стаса Намина, где творческая оригинальность и самобытность музыки являются главным критерием для вступления в эту музыкальную организацию.

С 1988 года НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ является активным участником всех мероприятий центра Стаса Намина, который обеспечивает группе материально-техническую и творческую поддержку.

Значительными событиями в жизни НОЧНОГО ПРОСПЕКТА было участие на фестивалях ЛИТУАНИКА-87, РАФЕС-87, а также на первом всесоюзном фестивале электронной авангардной музыке Вильнюсе.

В 1987 году был записан альбом "КИСЛОТЫ". Это первый альбом Ночного Проспекта в новом составе. Именно эта запись и определяет специфику найденного Ночным Проспектом оригинального направления.

По общему характеру музыки современное творчество группы можно в широком смысле отнести к постмодернизму. Это выражается в том, что новизна звучания и оригинальность музыки достигается не путем разрушения музыкального образа, отказа от мелодизма, и гармонизации звуков, но путем активного использования мелодики и ритмики. Разрушение музыкального образа, создание ритмического и тонального хаоса не является сейчас последним словом развития мировой музыки. Понимая под авангардом не стиль и набор приемов, а метод, музыканты Н.П. считают, что сейчас нельзя считать авангардом то, что считалось таковым даже десять лет назад. Авангард – это новизна форм. Повторение принципов форм-творчества уже по определению не может носить наименование авангарда.

Поэтому музыка Н.П. противопоставлена не только коммерческому року, но и заумному псевдоавангарду, где неумение владеть музыкальными инструментами прикрывается "принципиальным" разрушением музыкальности.

В известном смысле, Н.П. возвращается к симфоническим принципам аранжировки.

Легкие намеки на симфонизм в его музыке означают более бережное отношение к традиции, нежели нарочитый симфонизм, который часто встречается музыкальных произведениях современности.

Важный элемент в музыке Н.П. составляет ритмика. Ритмическое сочетание инструментов, постоянно играющих в разных размерах, не вносит в композиции Н.П. разрушительный элемент. Тоже и со звуком: используемые диссонансы, не  тонированный и "плавающий" звук не нарушает музыкального единства. Все нововведения и музыкальные приемы не выпячиваются, а , наоборот, тщательно прячутся на второй план. Поэтому своеобразие музыки с альбома "КИСЛОТЫ" раскрывается при ряде повторных прослушиваний.

Являясь представителями так называемой "альтернативное музыки", Н.П. не веря более в прогрессивность и творческий потенциал рока, пытается сохранить в своей музыки такие важные элемента рока, как жесткая ритмика, риф, музыкальный минимализм. Широко используются методы медитативной музыки - частая повторяемость, вибрации, нетонированность звука, ритмическая многоразмерность.