Энциклопедия российской Поп и Рок музыки | 2001 г.

Место публикации

«МЯГКИЕ ЗВЕРИ»

Москва

Группа, также известная под англоязычным названием «Soft Animals» (как собственно, и переводятся «Мягкие звери»), была образована в 1993 году экс-клавишником «Ночного проспекта» и «Центра» Иваном Соколовским. С самого начала «Мягкие звери» стали специализироваться на только входящем в моду стиле эйсид-джаз. Их композиции быстро стали популярны, особенно среди любителей экспериментальной электронной музыки, и попали сразу в несколько техносборников (например, в «Technonation»).

Кроме Соколовского, в проекте принимали участие немало музыкантов (например, Юрий Орлов), а в последние годы, специализируясь на спонтанном музицировании и хеппенинге, «Мягкие звери» приглашает участвовать в своих концертах самых разных музыкантов, отчего выступления всегда непредсказуемы, ярки и запоминаемы. Первый и пока единственный альбом проекта вышел на независимом лейбле самого Соколовского — «Random Music» (в дословном переводе — «импровизационная, спонтанная музыка»),

ДИСКОГРАФИЯ:

«Conqest of the Arctic». («Покорение Арктики»), (CD). «Random Music». 1995 г.

«Live Is Game». (Mc). 1994 г. (CD). «SoLyd Records». 1996 г.;

«Ultracompact». (MC, CD). «General Records». 1995 г.;

«Во имя разума». (MC, CD). «S.N.С. Records». 1996 г.;

«Euro». (CD). «Сайгон». 1997 г.;

«Жир». (MC, CD). «Solyd Records». 1998 r.

«НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ»

Москва

В 1981 году на базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова появилась новая группа «Проспект» в составе: Алексей Борисов — гитара, вокал; Дмитрий Маценов — гитара, вокал; Сергей Кудрявцев — бас, вокал; Алексей Раскатов — ударные. Ребята играли рокабилли, твисты, «новую волну», то есть были почти всеядны (зато пользовались из-за этого огромным успехом на многих студенческих танцевальных вечеринках!). Потом музыканты закончили МГУ, и группа как-то сама собой распалась. Но тяга экс-лидера «Проспекта» Борисова к музыкальным экспериментам оказалась для него важнее, чем обязанности молодого специалиста, выпускника вуза, — в 1985 году он восстанавливает группу. Теперь она получает название «Ночной проспект», играет электропоп и на первом этапе своей истории состоит всего из двух музыкантов — собственно Алексея и клавишника Ивана Соколовского.

Уже на следующий год ребята выпускают порадовавший их многочисленных фанов альбом «Гуманитарная жизнь», где с «Ночным проспектом» поет девушка, скрывшаяся за псевдонимом Наталья Боржомова (на самом деле — Агапова), и девушка, которой никогда ни за какими псевдонимами не спрятаться, — Жанна Агузарова. Причем Агузарова пришла записываться в студию по рекомендации критика Артемия Троицкого — тот советовал ей обратить внимание на этих молодых ребят.

Но после периода увлечения электропопом, рок-н-роллом и «новой волной» «Ночной проспект» неожиданно ударяется в медитативную электронную музыку, что демонстрируют альбомы «Новые физики» и «Кислоты». В 1989 году во многие сольные проекты уходит Соколовский (позднее — «Мягкие звери», «ЯтХа»), и вскоре группа переключается на индустриальный постпанк. Теперь она играет в составе: Борисов — гитара, вокал; Дмитрий Кутергин — электроскрипка, клавишные, бэк-вокал; Сергей Павлов — ударные, бэк-вокал; Алексей Соловьев (позднее создатель группы «Ракета») — бас, клавишные, бэк-вокал.

Группа «Ночной проспект» всегда была одной из самых новаторских в отечественном роке, всегда очень быстро перестраивалась в фарватере мировой музыкальной моды — с 1991 года она переключилась на «манчестерскую волну» и записала в этом стиле замечательный англоязычный альбом «Сахар», который имел большой успех во время тура группы по Скандинавии, увлеклась трип-хопом, а вскоре - и неодиско. Затем (с 1993 по 1996 год) пришла пора увлечения неопсиходелией, нойз-битом, постиндустриальной импровизацией.

В 1996 году в группу пришел экс-гитарист «Коррозии металла» Роман Лебедев, который продал все гитары и увлекся теперь электронной музыкой. Он, Борисов, а также электроперкуссионист Игорь (Боцман) Гоцманов играют теперь техноминимализм, электронойз и индустриальный эмбиент. Группа выступает по клубам, ездит на гастроли (особенно часто приглашают ее в вечно тянущуюся ко всему новому в музыке Прибалтику). Борисов к тому же имеет почти академический, авангардный электронный проект с Павлом Жагуном — «F. R. U. Т. S.». В итоге в 1998 году «Ночной проспект» фактически перестает существовать. Алексей Борисов ездит в гастроли с Павлом Жагуном, кроме того, в 1999 году по контракту с одной из западных фирм ездит по России и выступает в культурной программе, посвященной демонстрации классики зарубежного кино.

СОКОЛОВСКИЙ ИВАН

Москва

В 1983 году Иван дебютировал в составе студенческой группы «Проспект», исполнявшей твисты и рок-н-роллы. В дальнейшем «Проспект» превратился в «Ночной проспект», группу, постепенно ставшую лидером музыкального экспериментаторства на отечественной рок-сцене (индастриал, манчестерская волна, эмбиент и т.д.). Прогрессирующая жажда нового способствовала в 1989 году уходу Соколовского уже в свои собственные поиски — Ивана тянуло в электронную музыку. Вначале он около года поработал с еще одним большим рок-экспериментатором — Василием Шумовым в его группе «Центр», затем стал играть сольно. Записи 1988—1989 годов попали в альбом «Покорение Арктики», выпущенный в 1991 году на ныне не существующей фирме «BSA» и оттого малоизвестный.

Весной 1991 года на фестивале «Интернеделя» Соколовский познакомился с тувинским певцом Альбертом Кувезиным. В итоге сложился необычный альянс — электронная, ритмичная музыка, необычные синтезированные тембры и экзотичное горловое исполнение. Проект получил название «ЯтХа» и вскоре стал регулярно в 1992—1993 годах приглашаться на международные музыкальные фестивали. Однако вскоре в интервью Кувезин стал настолько преувеличенно описывать свою роль в проекте, что композитор и аранжировщик Соколовский предпочел с исполнителем расстаться. На этом карьера «Яат- Ха» завершилась. В 1993 году был выпущен альбом дуэта на фирме «Дженерал Рекордз» (тоже уже не существующей), в 1996-м уже на своем лейбле «Рэндом мьюзик» Иван ремастировал и переиздал этот диск, добавив несколько трэ- ков, не вошедших в первый релиз.

Расставшись с Кувезиным, Соколовский не охладел к «шаманской» музыке. В 1994 году на фестивале «Ультима» Иван знакомится с певицей Сайнхо. Несколько месяцев они работают вместе.

Но к тому времени у композитора уже есть и другой успешный проект — «Мягкие звери» (известный и в английском правописании — «Soft Animals»). На этот раз — в только что входящем в моду стиле эйсид-джаз. Постепенно «Мягкие звери» превратились в экспериментальную группу, состав которой постоянно менялся, увлекался новыми поисками и превыше всего ставил импровизацию и спонтанное музицирование (подробней читайте об этом отдельную главу). В 1996 году выходит альбом медитативной музыки «Послеполуденный отдых хана». А летом Соколовский начинает писать песни для нового проекта поэта Аркадия Семенова «Солдат Семенов» (об этом тоже отдельная глава).

В конце 1997 года музыкально интерпретировав фольклор Митьков, добавив ему ритмики, бодрых или колоритных мелодий, Соколовский при самом активном участии «главного Митька страны» Дмитрия Шагина участвовал в создании альбома «Митьковские танцы».

ДИСКОГРАФИЯ:

«Давление». (CD). «BSA». 1991 г.;

«Послеполуденный отдых хана» (пять трэков для медитации). (CD). «Экзотика». 1996 г.